Слово в день Пресвятыя Троицы, сказанное в кафедральном соборе 11-го мая 1858 года.
«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца и общение Святого Духа со всеми» (2Кор. 13, 13).
Прошел ровно год, как этими самыми апостольскими словами, в этот самый торжественный день, с этого священного места, я начал, братие, мои пастырския беседы с вами. И тогда, естественно желая всякого успеха моему начинавшемуся служению посреди вас, которое имеет целию ваше вечное спасение, я старался раскрыть пред вами истину, что для достижения спасения прежде и более всего необходима нам благодать Триипостасного Бога. Теперь, повторяя ту же важнейшую истину, я желал бы восполнить ее другою истиною, не менее важною, и таким образом докончить то, что начал тогда, – желал бы показать, что если, с одной стороны, в деле нашего спасения необходимо содействие нам Божие, то, с другой, столько же необходимо и наше собственное участие.
«Никтоже может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его» (Иоан. 6, 44), сказал Спаситель и тем выразил, что без помощи Божией мы не в состоянии даже обратиться к Нему, уверовать в Него. Два средства употребляет Господь для привлечения нас к Себе: средство внешнее – проповедь Евангелия, и средство внутреннее – невидимыя действия благодати непосредственно на наши души. Но оба эти средства, как ни могущественны, не в силах увлечь нас против нашей воли: чтобы внимать голосу Евангелия и благодати, чтобы не противиться им, покоряться им, следовать имъ – это зависит от нас. Всем народам проповедано было Евангелие еще вначале: а все ли уверовали во Христа? На всех людей простирается благодать Божия, призывающая к вере и спасению: а как мало таких, которые действительно отвечают на это благодатное призвание и к которым не относились бы слова Господа: «звах их, и не послушаша Мене: глаголах, и преслушаша, и сотвориша злое предо Мною, и, яже не хотех, избраша» (Ис. 66, 4)! Потому-то хотя вера называется в Писании «даром Божиим» (Ефес. 2, 8), но она вменяется и людям, как их заслуга, и Спаситель, посылая апостолов на всемирную проповедь Евангелия, сказал: «иже веру имет, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет» (Марк. 16, 16).
«Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие» (Иоан. 3, 5); «аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крови Его, живота не имате в себе» (Иоан. 6, 53): – вот еще изречения Спасителя, которыя показывают, как необходимо пользоваться нам св. таинствами Церкви, сообщающими нам разнообразные дары Св. Духа. Но из этих же самых слов очевидно, что мы можем и не пользоваться св. таинствами, можем не родиться водою и Духом, не вкушать плоти и крови Сына Божия. Кроме того, чтобы пользоваться св. таинствами, от нас требуются некоторыя условия: например, при крещении требуются вера, отречение от диавола и всех дел его и обет сочетаться Христу, жить по Его воле; от приступающого к таинству евхаристии требуются предварительное очищение совести чрез искреннее покаяние во грехах пред отцем духовным, живая вера в Господа и величайшее благоговение к таинству. Но все такия условия мы можем и исполнять, и не исполнять, каждый по своей воле, или исполнять только отчасти, а не как следует, и следовательно можем пользоваться таинствами достойно и недостойно, иногда только во вред себе. Почему и заповедал св. апостол: «да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет. Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая тела Господня» (1Кор. 11, 28–29).
«Аз есмь лоза», сказал Спаситель, «вы же рождие; и иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног: яко без Мене не можете творити ничесоже» (Иоан. 15, 5). Из этих слов мы справедливо заключаем, что без «благодати Христовой» (Гал. 1, 6) мы не можем приносить плодов духовных, творить добрых дел. Но не Сам ли Спаситель сказал также: «аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе» (Матф. 16, 24); «аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди» (Матф. 19, 17); «аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди в след Мене» (Матф. 19, 21)? Тут уже для совершения добрых дел требуются наше собственное желание и подвиги. Не сам ли Спаситель заповедал нам: «тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела» (Матф. 5, 16), называя наши добрыя дела нашими, без сомнения, по нашему участию в них? Не ясно ли Он предвозвестил нам, что в день всеобщого суда каждый из нас получит «мзду» по трудам своим (Матф. 5, 12; 10, 42; 1Кор. 3, 8) и что праведники войдут тогда в царствие небесное именно за свои добрыя дела (Матф. 25, 34–40)?
Вообще, братие, дело нашего нравственного исправления и освящения, без которого нам невозможно спастися, есть дело таинственное. В нем участвуют две силы: сила Божественная – благодать, и сила человеческая – наша свободная воля. Определить меру участия каждой из них, обозначить черту, где оне соприкасаются между собою, объяснить, как оне, соприкасаясь, не стесняют одна другую, – мы не в состоянии. Но то не подлежит сомнению, что обе оне равно необходимы в этом важнейшем для нас деле. Не престанем же молить Триипостасного Бога всегда, да ниспосылает Он нам «Божественныя силы, яже к животу и благочестию» (2Петр. 1, 3), а вместе не престанем и сами «обучать себе ко благочестию» (1Тим. 4, 7), «подвигом добрым подвизаться» (2Тим. 4, 7), и употреблять все усилия к исполнению заповедей Божиих, памятуя твердо, что если мы не можем спасти себя без Бога, то и Бог не может спасти нас без нас. Аминь.
|