Мы вроде пришли в церковь. Я знаю, зачем пришли. У каждого человека, не психа, есть религиозное чувство. И это чувство человек, как все чувства, должен удовлетворять. Вот когда тележурналисты опрашивают людей, которые стоят в очереди в храм в какой-то праздник послушайте, какую чушь они несут. Их послушать, так Церковь существует, чтобы людей успокаивать, чтоб у них было хорошее настроение, всем им радостного Рождества. А почему? Что это такое за глупости? Или там: "Счастливого Рождества!" – это что значит? Это тебе что, должны "Феррари" подарить? Что такое "счастливое Рождество"? Для Господа нашего Иисуса Христа счастливое Рождество – это родиться в яслях для скота, где овечки, козлики, вроде и ослика там рисуют в западной традиции. Вот какое счастливое Рождество! Негде главу преклонить. Никакой ипотеки, вообще ничего этого нет. А люди приходят в церковь, для того чтобы им посоветовали, брать ипотеку или не брать, ложиться в больницу или не ложиться. Почему? Человек не может даже выбрать элементарное решение для своей жизни. Рвать зуб или не рвать? Эка новость, эка такая задача! А религиозное чувство – вот постоял, попел, поразмыслил, свечек понаставил, они сгорели. И идёшь, и на душе – настроение, себя на что-то такое настроил. Что-то такое весьма аморфное.
А Христос совершенно не этого хочет. Он для этого и Ангелов послал жёнам-мироносицам в ответ на их любовь. Они рано утром (а рано утром всегда спится очень хорошо) побежали на гроб, для того чтобы умастить тело благовониями, как обряд требовал, для того чтобы всё было чин чинарём, ни в чём нельзя было себя упрекнуть. И вдруг – а тела-то нет! А ещё когда бежали, думали: кто отвалит нам камень от двери гроба? (Мк. 16, 3). Мужиков-то нет, а камень, который закрывал вход в пещеру-гроб, был очень здоровый. И вот, Ангелы, я думаю, они улыбались, говорят: что вы ищете живого между мертвыми? (Лк. 24, 5). Им это было непонятно, вот эти все обряды похоронные: надо так, надо так, цветочки сюда, это сюда, надо, чтобы всё было так! И что от этого изменится? То ли кремировать, то ли хоронить. А как правильно? Ну православная традиция требует захоронения. "А мы уже сожгли! Чего теперь?"
Я одной сегодня женщине даже сказал: "Ну как, достать урну, из пепла слепить фигуру такую подобную, и всё, можно фотографию приклеить, и будет опять, эксгумацию такую сделать". Людей интересуют почему-то одни только глупости. А Ангелы к ним обращаются: не ищите живого Христа, Который воскрес, среди мёртвых! Вы вообще не сюда пришли. Он вас встречает в Галилее, там Его увидите. Там, в Галилее, далеко от Иерусалима, в спокойной обстановке Он вам объяснит ещё раз и о воскресении, и как к этому прийти, и почему Он страдал, и какой в этом смысл. И Он вас туда же зовёт.
Потому что подвиг всегда сопряжён со страданием. Потому что если мы хотим быть христианами, нам нужно принять это. Не уклоняться, всячески искать таких путей, как бы это всё обойти. Нет, наоборот, нужно жизнь христианскую принять, не искать живого среди мёртвых. Потому что иначе получится шизофрения. Если мы пришли в церковь для того, чтобы устроить себе хороший быт с помощью Божией, то мы вообще не туда пришли. Нам этого никто не обещал, но наоборот предупреждали: В мире скорбны будете (Ин. 16, 33) и будут гнать (см. Мф. 5, 11). Как владыка Онуфрий сказал, самое лучшее время для Церкви – это гонения. В каком смысле? В духовном, для Царствия Небесного.
Поэтому нам надо, как Ангелы призвали, вспомнить, что Господь говорил. И нам нужно всё время вспоминать. Для этого напечатано Евангелие на современном русском языке, чтоб мы читали и вспоминали, зачем мы сюда пришли, с кем мы имеем общение в молитве и в Таинствах. Тогда, может быть, мы и поймём, а что такое христианство. А поняв, примем его. Приняв, проживём христианскую жизнь. Спаси всех Господи!
|