Мы считаем нормальным интересоваться жизнью других людей, знать их привычки, страдания, стремимся больше узнать о них. Не стоит забывать о том, что есть люди, которым платят, чтобы они писали сплетни о людях, удовлетворяя наше любопытство. Настолько значительным считается удовлетворение любопытства, что рынок предлагает специальную категорию журналов, сайтов, радио и телепередач, которые занимаются только этим делом.
И даже когда нам есть чем заняться, мы всё равно будем сплетничать, чтобы заполнить пустоту в нашей жизни. Наш ум засоряется ненужной информацией. И мы постепенно к этому привыкаем. Это становится нашей навязчивой идеей – узнать, что случилось, с кем это произошло, когда произошло, как произошло, в котором часу это произошло. Более того, мы очень любопытствуем о грехах и ошибках других людей. Мы почти никогда не испытываем богоугодное любопытство: например, узнать о житиях святых, преподобных, как они стали сосудами Святого Духа. Мы совсем не интересуемся подобной информацией. И это трагично.
Есть случаи, когда любопытство одето в одежду церковного беспокойства. Христиане, прихожане и клирики уделяют целые дни из своей жизни, следя за церковными событиями, удовлетворяя эту свою потребность. Например, кто пошел на тот или иной праздник, с кем он пришел, кто проповедовал, сколько людей пришло в церковь, в чем был одет архиерей, как был украшен храм и т.д. И хотя все это поверхностная информация, мы успокаиваемся, узнав подробности. Есть христиане, которые знают наизусть имена архиереев и их биографии или все «церковные интриги и сплетни», но никогда не читали «Патерик», житие какого-то святого, или какое-то богословское сочинение. Они испытывают полное безразличие ко всему духовному. Но проявляют любопытство ко всему мирскому, даже в храме. Это, безусловно, делает человека неспособным сосредоточить свой ум к Христу.
«То, что у меня есть доступ к информации, не означает, что я должен ее принять»
С уверенностью можно сказать, интернет-информация, к которой у нас есть доступ, очень обширная. Однако вопрос заключается в том, чтобы поставить барьер перед тем, что мы читаем, слышим или видим. То, что у меня есть доступ к информации, не означает, что я должен стать ее потребителем. Информация, дает мне возможность что-то узнать, но это не означает, что я обязательно должен ее принять.
Мы призваны быть рассудительными и делать то, о чем говорит святой апостол Павел: «Всё разрешено, но не все полезно» (1 Кор. 6, 12).
Нам неполезно всё знать, неполезно знать подробности всего происходящего. Это не принесет нам пользу, потому что, в конечном итоге, мы занимаемся всем, кроме Христа. В лучшем случае мы занимаемся делами (περί του έργου) около Христа (то есть проявляем любопытство – περιέργεια), а не занимаемся Христовым делом. Мы следим за тем, кто вошел или вышел из алтаря, кто пришел или ушел из храма во время службы, а не следим за Божественной Литургией. Нам любопытно, сколько людей пришло в церковь, где чествуется память того или иного святого, а не проявляем интерес, чтобы прочесть его житие. Говоря иными словами, мы видим, что часто наше любопытство замаскировано чем-то церковным, и нам кажется, что наше любопытство – это невинное проявление.
Нет. Нам не нужно много знать. Помните, что Господь сказал Марфе? Он сказал ей: «Марфа, ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно» (Лук. 10, 41-42).
Реально нам необходимо только одно. Надо заниматься только одним делом – узнавать больше о Христе. А не заниматься делами около Христа. Каждый наш духовный труд имеет свои побочные стороны. Необходимо, чтобы мы были преданы своему делу. Если наше дело станет побочным, тогда оно становится второстепенным. Какая для меня польза знать, что в какой-то митрополии кто-то стал кандидатом воздвижения в сан архиерея, или узнать какие-то другие церковные слухи и сплетни, если у меня нет духовного опыта в моей жизни? Оттого у нас и нет живого опыта Христа, потому что мы занимаемся всякими делами, а не Христом.
Давайте не будем удовлетворять наше любопытство и не будем удовлетворять себя образами и мыслями, которые в конечном итоге развращают наш ум и сердце. Любопытство порождает клевету, словоохотливость, празднословие, рассеивание ума, уныние, безрассудство, беспокойство. Давайте пресечем любую возможность удовлетворять себя информацией. Это постигается отрезвлением. А отрезвление – это способ сохранить чистыми свое сердце и душу от всякого осквернения. Отрезвление – это внимание ума, молитвенный и аскетический подход в ежедневной жизни. Отрезвление – это безмолвие сердца, которое постигается с помощью Святого Духа, Который просветляет смиренного и кающегося христианина.
Давайте не будем любопытными и не будем стремиться всё знать! Давайте не будем заниматься жизнью других людей! Потому что это говорит о духовной пустоте, о духовном умерщвлении. Давайте снова подчеркнем, что знание о «церковных вещах» вовсе не означает, что мы живем духовно!
Давайте станем тружениками молитвы отрезвления, святой таинственной жизни, потому что только так мы почувствуем красоту лица Христа. Потому что, в конечном итоге, главное дело нашей жизни – это единение с Христом и ничто другое! |