Четверг, 21.11.2024, 12:15
Приветствую Вас Гость | RSS

         СТУПЕНИ К ПРАВОСЛАВИЮ

ОБЪЯВЛЕНИЕ
АНОНС САЙТА
Афоризмы...
Каким бы отвратительным
ни было ваше положение,
старайтесь не винить в этом внешние силы...
В момент, когда вы возлагаете вину на что-то,
вы подрываете собственную решимость
что-нибудь изменить.
Мир православия
Седмица
Статистика

Онлайн всего: 72
Гостей: 72
Пользователей: 0

Главная » 2018 » Июль » 10 » Христианское отношение к власти и насилию (прот. В. Свенцицкий).
18:11
Христианское отношение к власти и насилию (прот. В. Свенцицкий).

Сегодня мы хотим представить вам еще одну работу Валентина Павловича Свенцицкого, которая так созвучна с вопросами часто звучащими в нас и вокруг нас...

В одном из своих "Воскресных писем" Вл. Соловьёв писал: "Голая ложь может быть привлекательна, а потому и соблазнительна только в аду, а не в мире человеческом. Здесь требуется прикрыть её чем-нибудь благовидным, связать её с чем-нибудь истинным, чтобы пленить нетвёрдый ум и оправдать зло для немощной воли. Соблазны, от которых горе миру, производятся только полуистинами, а соблазняют эти полуистины только "малых сих", из которых, однако, состоит почти весь мир" 1.
Такой полуистиной является для нас современное церковное движение, которое можно было бы назвать либеральным христианством. Громадная освободительная волна не могла хотя бы краем не задеть духовенство и мирян, считающих себя христианами. Как граждане светского общества, они почувствовали, что движение толкает вперёд и их. Они покорно отдались ему, перенося силу полученного толчка в сферу своей специальности, т. е. в сферу вопросов церковных. Вместо того чтобы говорить "о всеобщем, прямом, равном и тайном", о двухпалатной системе и аграрном вопросе, стали говорить о выборной иерархии, о соборности, о бюрократическо-полицейском укладе церковной жизни.
Я вовсе не хочу сказать, что в начавшемся церковном движении нет ничего религиозного, нет никакой истины. Но ведь истинное и религиозное есть также и в том великом освободительном движении, творцами-мучениками которого являются представители неверующей интеллигенции!
Либеральное христианство -- полуистина 2.
То, что мы называем "торжествующей ересью" 3, не могло не сказаться и здесь.
Вера в Христа, богослужение, молитва, даже искренняя и горячая, -- это одно, это для Бога, а жизнь, вся повседневность, все помыслы, привычки, восприятия -- это другое, это как у всех, и у неверующих, и у язычников. Можно всю ночь напролёт проплакать у подножия креста, с подлинной религиозной мукой исповедовать грехи свои, а утром, "успокоившись", начать по-светски обсуждать вопрос о церковной реформе. Внутренняя, интимная, религиозная сторона души, не находя полного соответствия и приложения в освободительном движении, так и осталась сама по себе, без углубления, без творчества и вдохновений -- другая, светская сторона слилась с краями движения и по-светски заставила духовенство и мирян почувствовать правду в освободительной борьбе.
Но первая сторона только мешает второй, а вторая мешает первой. Евангелие, "христианство" -- мешает из освободительной борьбы сделать "религию", мешает отдаться движению всей душой, всем сердцем, всем существом своим, но светская кара, в свою очередь, обессиливает и Евангелие, и христианство, мешая влить в начавшееся движение религиозный огонь.
Душа, разгороженная на две камеры -- религиозную и житейскую, не может целиком отдаться ни служению Христу, ни служению людям.
В результате получается жалкая полуистина, тепло-прохладное либеральное христианство, в котором нет ни правды Божьей, ни правды человеческой.
Представители этого христианства лишены религиозного энтузиазма, потому среди них нет истинных мучеников, обличителей, пророков 4, исполненных той силы, которая внушала бы веру, что освободительное движение среди христиан есть начинающееся религиозное возрождение. Робкое "либеральное духовенство" само чувствует бессилие своей двойственности и, безусловно, мучается им, но безжизненная религиозность, почти перешедшая в быт, -- плохой источник сил! И либеральный священник -- не новый апостол грядущей Церкви, а в лучшем случае искренний конституционалист-демократ. И "Союз церковного обновления" 5 не первый луч грядущей Жены, облечённой в солнце 6, а один из многих "профессиональных союзов", в общей массе начавшегося профессионального движенья 7.
Либеральное христианство есть подделка, но подделка, которую в большинстве случаев чувствуют сами его представители, в этом чувстве неполноты гораздо больше залога возможного религиозного движения, чем во всех либеральных резолюциях и проектах по церковным вопросам. Чувство религиозной неполноты может быть только тогда, когда за душой есть что-нибудь религиозное. Если же нет ничего, то либеральное христианство переходит в христианство фельетонное. Полуистина превращается в плохо замаскированную ложь. Новый, более тонкий вид подделки Христа. Раньше Христа подделывала "чёрная сотня", теперь бесцветные либералы. Прежде Антихрист призывал к убийству и смерти, кощунственно цитируя Евангелие, теперь тот же Антихрист призывает к "тёплой" жизни и цитирует Евангелие, как хорошие стихи Надсона.
И если либеральное христианство -- отзвук великого освободительного движения, то христианство фельетонное есть тот ил, который поднят потоком со дна.
Может ли при таком условии начавшееся церковное движение вместить в себя правду освободительной борьбы, правду частную покрыть правдой Абсолютной, не теоретически только, но жизнью, подобно тому как правда языческая была воспринята полнотой правды христианской? Начавшееся церковное движение сделать это бессильно. Будучи само детищем и учеником русской революции, оно не станет выше своего учителя 8. Я вовсе не хочу сказать, что не верю в возможность настоящего религиозного движения, но я убеждён, что оно будет не это и начнётся совсем не так...
По этому поводу невольно вспоминаются глубокие, истинно-пророческие слова Вл. Соловьёва: "...не могли звери цирка и железо римского воина так отделять верующую душу от христианского Бога, как отделяют её теперь исторические нагромождения лжи и зла в самом христианском мире" 9.
Истинное церковное возрождение и должно начаться с разрушения этих нагромождений лжи на нашем сознании и зла -- на нашей жизни. Вл. Соловьёв сам положил первый камень этой трудной работы Господней. Гениальный мыслитель и святой человек -- он был один из первых пророков истинного церковного возрождения, которое всегда будет иметь два основных признака: углубление религиозного сознания и коренное изменение личной жизни.
В настоящий момент для религиозной мысли нет вопроса более жгучего, более неотложного, чем вопрос о христианском отношении к власти и насилию. К рассмотрению этих вопросов я и перейду...

Скачать эту работу можно здесь

Просмотров: 1027 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Случайное фото
Икона дня
В этот день
Мос. патриархия
Поиск
Календарь
«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Copyright MyCorp © 2024
uCoz